Лаборатория социальной работы среднего профессионального образования

ПОРТАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лаборатория социальной работы среднего профессионального образования

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ильин Пётр Викторович, методист, преподаватель КГБ ПОУ 7,

г. Хабаровск

 

Основой поддержки семейного воспитания в образовательных учреждениях  выступает процесс  взаимодействия педагогов с семьей.  Чем эффективнее такое взаимодействие, тем продуктивнее процесс развития воспитательного потенциала семьи и успешнее деятельность по решению жизненных и педагогических трудностей, личностно значимых для каждого члена семьи. Осуществление конструктивных педагогических взаимодействий, в которых участники (педагоги, родители, члены семьи, дети) могут реализовать себя как со-деятели, со-творцы в условиях интегрированного образовательного пространства, не может  ограничиться только одной педагогической технологией.

 

Педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное, инвариантное описание технологических процедур по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса, созданию продуктивной во всех деталях модели совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленной на достижение цели с включением всего арсенала элементов педагогической системы, обеспечивающей безусловные комфортные условия для ее субъектов. Неукоснительное выполнение этих технологических процедур гарантирует достижение планируемого результата.  Значение термина «педагогическая технология» рассматривается в научно-педагогической литературе двояко: с одной стороны, как организация учебного процесса с использованием различных средств, представляющая собой реализацию определенной последовательности действий его участников, направленных на достижение заранее запланированных результатов; с другой – как проект, разработанный на документальной основе, устанавливающий нормативы, правила взаимодействия, принципы, определяющий и регламентирующий порядок действий субъектов и систему управления их образовательным процессом. В обоих случаях речь идет об оптимальном способе организации учебного процесса и взаимодействия его участников. Специфика современных родителей, современная образовательная практика требуют поиска и внедрения инновационных технологий поддержки семейного воспитания, которые основаны на эффективных технологиях взаимодействия с семьей обучающегося, сочетающих в себе элементы традиционного педагогического просвещения и интерактивного обучения детей и взрослых, элементы формального и неформального образования детей, педагогов, родителей.

 

Содержательная характеристика уровней развития  воспитательного потенциала семьи 

«Неприемлемый» (очень низкий) уровень. Характеризуется непризнанием гуманистических идеалов, общечеловеческих норм морали всеми членами семьи. Отсутствуют взаимопонимание и поддержка в отношениях. Очень низкий уровень семейной самоорганизации.  Родители: не испытывают потребности в семье как в личностной ценности, не признают уникальность и ценность своего ребенка, безответственно относятся к своей родительской роли. Проявляют сильнейшую мотивационную ограниченность в родительском самообразовании и решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Имеют элементарные  представления об особенностях личности своего ребенка, организации взаимодействия с ним. Не способны изменить систему требований по отношению к детям. Проявляют нетерпимость, очень низкий уровень эмпатийности.

Дети: не признают ответственность перед другими членами семьи, собственную ценность как члена семьи и общества. Психологическая установка на сотрудничество и доверительные отношения с родителями отсутствует. Имеют скудные знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Характерны социальная неадекватность поведения, проявления агрессивности, нетерпимости к окружающим, бесцельное, социально вредное времяпрепровождение. Не стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций и к анализу своего поведения  в семье.

Необходимость в осуществлении педагогической поддержки со стороны учреждений системы образования – на высоком уровне. Тактика поддержки – защита семьи. Основная цель поддержки – восстановление ее воспитательного потенциала, обеспечивающего функционирование семьи как института воспитания и социализации.

 

«Кризисный» (низкий) уровень.

Характеризуется ситуативным проявлением общечеловеческих норм морали и гуманистических ценностей. Преимущественно конфликтный характер внутрисемейного общения. Наличие межличностной дистанции в отношениях. Эпизодический, неустойчивый характер самоорганизации семьи. В семье ослаблена трудовая атмосфера, отсутствуют семейные традиции, совместный досуг организуется редко. Родители: признают уникальность и ценность ребенка в зависимости от достигнутых ребенком успехов или от собственного настроения. Проявляют ситуативную ответственность в выполнении родительской роли. Характерны неосознанность мотивов воспитательной деятельности и неустойчивый интерес к самообразованию в области семейного воспитания. Знания  об организации взаимодействия с детьми сформированы благодаря включению «интуитивной родительской дидактики». Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания. Родительское поведение зависит от настроения. Родители не согласованы в выборе стиля воспитания. Потребность в рефлексии родительского поведения эпизодична. Проявляют низкий уровень эмпатийности, неумение создавать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

 

Дети: ситуативно проявляют ответственное отношение к родителям, имеют слабо выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с ними. Имеют неустойчивое стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества. Не умеют самостоятельно формулировать  приоритеты жизнедеятельности в семье. Имеют фрагментарные познания в области межличностного взаимодействия. Ситуативны в поиске оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Избирательно анализируют свое поведение  в семье, проявляют социальную адекватность поведения.

Семье необходима педагогическая поддержка со стороны учреждений системы образования. Тактика поддержки – защита семьи, оказание помощи. Основная цель поддержки – восстановление воспитательного потенциала семьи, обеспечивающего функционирование семьи как института воспитания и социализации.

 

«Нормативный» (средний) уровень

Характеризуется осознанным отношением к соблюдению общечеловеческих норм морали на основе признания гуманистических  идеалов. Достаточно выраженная ориентация членов семьи  на ценности семьи и рода. Во внутрисемейных  отношениях преобладает доброжелательность, основанная на любви и желании быть вместе. Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Семейная самоорганизация стабильна. Родители: признают ценность личности ребенка, уважают его право на свободное развитие. Иногда проявляют излишнее внимание к ребенку. Имеют устойчивое стремление к ответственному выполнению воспитательной функции, критично относятся к своей родительской роли. Осознают цели и задачи воспитательной деятельности, проявляют устойчивый интерес к самообразованию в области воспитания детей. Имеют общие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка. Применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Но не всегда способны изменить систему требований и  правил в зависимости от  растущей компетентности детей. Ориентированы на позитивный характер взаимодействия с ребенком, проявление  эмпатийности к детям. Имеют устойчивую потребность в педагогической рефлексии родительского поведения.

 

Дети: осознают ответственность перед родителями, выполняют обязательства перед ними на достаточном уровне, имеют выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями.  Умеют выделять и самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье.  Проявляют стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества. Имеют достаточные знания в области межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Дети осознанно включаются в творческую деятельность (игры, досуг, общение, труд и т.п.). Способны проявлять социальную адекватность поведения, эмпатию, терпимость к другим. Имеют достаточно устойчивую потребность к анализу своих поступков, к урегулированию взаимоотношений в семье, но не всегда способны к их проявлению. 

 

Необходимость в осуществлении педагогической поддержки со стороны учреждений системы образования – имеется. Тактика поддержки – помощь членам семьи. Основная цель поддержки – укрепление и развитие воспитательного потенциала семьи при реализации стратегии помощи ее внутренним усилиям в преодолении дезорганизующих факторов внешней среды.

 

«Креативный» (высокий) уровень

Характеризуется осознанным стремлением к соблюдению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности всех членов семьи. Ярко выражена ориентация на ценности семьи и рода, на взаимосвязь со старшим поколением. Полная согласованность внутрисемейных отношений. Высокий уровень семейной самоорганизации. Ярко выраженный позитивный уклад семейной жизни и быта с рациональной регуляцией управления, с устоявшимися традициями. Имеются систематические совместные увлечения, занятия. Разумный, демократичный контроль и взаимоконтроль за деятельностью всех членов  семьи, построенный на доверии. Активная субъектная позиция всех членов   семьи во всех сферах ее жизнедеятельности. 

Родители: признают ценность, неповторимость личности ребенка, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, безусловно принимают ребенка. Четко осознают внутренний долг перед обществом, детьми, самим собой и творческий характер воспитательного процесса в семье.  Положительно оценивают свою родительскую роль. Правильно понимают цели и задачи семейного воспитания. Проявляют осознанное стремление к самообразованию в области семейного воспитания. Имеют глубокие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка. Творчески применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Всегда готовы к изменению системы требований к детям. Умеют создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с детьми, проявляют высокую эмпатийность по отношению  к ним. Постоянно рефлексируют родительское поведение.

Дети: на высоком уровне осознают внутренний долг, ответственность перед обществом, родителями, самим собой в выполнении  своей роли  как равноправного члена семьи. Проявляют ярко выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями. Умеют выделять и самостоятельно формулировать  приоритеты жизнедеятельности в семье. Признают ценность совершенствования себя как члена семьи и общества. Имеют систематические знания в области межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оптимальных решений выхода из трудных ситуаций на основе сотрудничества. Владеют приемами творческой самореализации в семье и  социуме. Постоянно анализируют свое поведение в семье. Проявляют на высоком уровне доброжелательность, эмпатию и терпимость к другим.

Необходимость в осуществлении педагогической поддержки со стороны учреждений системы образования – по актуальным потребностям семьи. Тактика поддержки – тактика невмешательства и опосредованного консультирования. Основная цель поддержки – популяризация позитивного опыта семейного воспитания и развитие воспитательного потенциала семьи.

 

 

? технология социального партнерства образовательного учреждения  и семьи (О.Ю. Кожурова):

Цель социального партнерства – формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений и взаимоподдержки субъектов партнерства, приводящих к развитию их воспитательного потенциала.   О.Ю. Кожурова справедливо отмечает, что результаты  взаимодействия школы и семьи при реализации технологии социального партнерства могут иметь три уровня по аналогии с уровневой моделью воспитательных результатов и эффектов во внеучебной деятельности школьников (Д.В. Григорьев).

 

Уровни достижения результата

Характеристика результата

Первый уровень результатов взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Приобретение родителями психолого-педагогических знаний. Достижение данного уровня результатов возможно через родительский лекторий или другие формы развития педагогической компетентности родителей

Второй уровень результатов взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Получение родителями опыта переживания и позитивного отношения к семейным ценностям, а также базовым ценностям общества (человек, отчество, природа, мир, знания, труд, культура). Этот уровень результатов достигается через приглашение родителей на школьные праздники, конкурсы, мероприятия или даже привлечение родителей к их подготовке. При хорошей организации и содержательном наполнении таких праздников возникающие чувства и эмоции родителей влияют на их ценностные ориентации

Третий уровень результатов взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Получение и рефлексия  родителями опыта воспитательной деятельности. Для достижения  данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие родителей со своими детьми, а также равноправное взаимодействие родителя с другими взрослыми (другими родителями, педагогами-воспитателями). Такое взаимодействие возможно только через совместную деятельность воспитательной направленности и через интерактивные диалоговые формы (коммуникативные площадки, клубы, советы), т.е. формы социального партнерства школы и семьи

 

В реализации технологии социального партнерства важным представляются понятия «результат» и «эффект» взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Результатом взаимодействия образовательного учреждения с семьей является то, что стало непосредственным итогом этого взаимодействия (родители, дети и педагоги приобрели некое знание, пережили и прочувствовали нечто как ценность, приобрели опыт действия в решении личностно значимой для них проблемы). Последствия результата – это эффект взаимодействия. Например, приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия родителей и педагогов развили их как личностей, способствовали  формированию педагогической компетентности, коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности  и социокультурной идентичности в различных аспектах, воспитательной позиции, предполагающей единство сознания и деятельности, ценностей, их воплощения. В конечном итоге, как отмечает автор, данные эффекты приводят к повышению воспитательного потенциала семьи и повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения. 

Одним из распространенных подходов к организации взаимодействия школы и семьи в технологии социального партнерства выступает просветительский подход, который нацелен на развитие воспитательного потенциала семьи и ее поддержку. Это возможно, но только за счет результатов первого уровня, так как просветительский подход слабо ориентирован на развитие ценностных ориентаций и формирование воспитательной позиции семьи, а также на создание условий для раскрытия ее потенциала и использования ее самим образовательным учреждениям.  Другой подход – партнерский – является средством взаимообразного повышения  воспитательного потенциала семьи и воспитательного потенциала школы за счет достижения результатов первого, второго и третьего уровней.  Таким образом, переход во взаимодействии школы и семьи от  первого уровня результатов к третьему усиливает эффект взаимодействия – повышение уровня воспитательного потенциала этих социальных субъектов. Под целью реализации технологии социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания О.Ю. Кожурова, и мы вслед за ней, понимает формирование системы  добровольных и взаимно заинтересованных отношений, основанных на принципах поддержки семьи, приводящих к повышению их воспитательного потенциала.

 

Содержанием технологии социального партнерства выступают:

? взаимообучение через общение по вопросам воспитания (через формы такого партнерства – школьный семейный клуб, круглый стол, диспут, интерактивное родительское собрание);

? соуправление воспитательным процессом школы (через формы такого партнерства;

– школьные советы (совет школы, попечительский совет, управляющий совет), общественный школьный фонд, переговорная площадка);

? совместная экспертиза педагогами и родителями воспитательного процесса школы (через формы такого партнерства – экспертный учительско-родительский совет; учительско-родительский интерактивный семинар; публичный доклад руководителя школы, школьный консилиум, круглый стол);

? разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов дел и акций, направленных на решение воспитательных задач, в том числе и в аспекте решения проблем семейного воспитания (через формы такого партнерства – проектные группы, временные творческие коллективы, переговорная площадка); 

? профессиональное психологическое и социально-педагогическое консультирование (форма такого партнерства –  консультация).

 

? технология «встречных усилий» субъектов взаимодействия       (Н.М. Недвецкая); 

? технология неформального образования родителей (Н.Н. Букина);  

 

? технология воспитания будущего семьянина (Е.И. Зритнева):

В основе воспитания будущего семьянина как технологии педагогической поддержки семьи в образовательном учреждении положено несколько подходов. Первый подход – вербально-мероприятийный, требующий разработки и проведения мероприятий, бесед, диспутов по проблемам семенных отношений и приемлемого поведения в семье. Однако такой подход, как правило, изолирован от проблем реальной жизни семьи, не пересекается с ними и никак не влияет  на них, хотя и вносит положительный вклад в развитие научно-теоретических знаний учащихся о функционировании семьи, формирование ценностного отношения к семье, развитие стремления к самосовершенствованию личности семьянина. 

Второй подход – личностно-деятельностный. Заключается в вовлечении  учащихся в систему тренингов, игр, отработку поведенческих умений и навыков общения в различных ситуациях, в том числе и в непосредственном семейном общении. Именно при втором подходе педагог осуществляет как опосредованную, так и непосредственную поддержку семейного воспитания.

 

Под воспитательным пространством следует понимать динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающих интегрированным условием личностного развития человека – и взрослого и, ребенка. 

В данной технологии используются методы: 

Общие методы воспитания будущего семьянина:

1) методы формирования сознания личности будущего семьянина (беседа, рассказ, диспут, метод примера);

2) метод организации деятельности учащегося как члена семейного коллектива и формирования на этой основе опыта семейных отношений (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование);

3) методы стимулирования и мотивации позитивной деятельности  и адекватного поведения в семейно жизнедеятельности (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

4) методы научения продуктивным приемам семейного общения (анализ  семейных ситуаций, тренинги, игры, тренинги взаимодействия родителей с детьми);

5) методы самоконтроля и самооценки в воспитании (беседы, тренинги, саморефлексия).

 

? технология педагогического консультирования семьи:

педагогическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи выступает в качестве одной из эффективных технологий поддержки семьи. 

Педагогическое консультирование семьи – вид социально-педагогической поддержки членов семьи и технология поддержки семейного воспитания, сущность которой составляет организованное взаимодействие педагога-консультанта и консультируемого, направленное на разрешение проблем, связанных с воспитанием детей в семье, реализацией родительской роли и личностным развитием каждого члена семьи.    

Педагогические консультации семьи имеют просветительский характер и могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В самом общем виде они известны  в отечественной педагогике как элементы системы педагогического просвещения родителей, включающие такие формы, как лектории, семинары, мастерские, школы отцов и т.п. 

Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта (педагога) и клиента (членов семьи), направленную на диагностику и решение проблемной ситуации в жизнедеятельности семьи, с которой столкнулись ее члены. В фокусе внимания консультанта находятся обе стороны взаимодействия – родители и дети.

Процесс консультирования включает в себя ряд консультаций – действий профессионального консультанта, направленных на решение конкретных проблем членов семьи и имеющих определенную смысловую и временную завершенность.

Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования.

 

Виды консультационных

услуг

Содержание услуг

Дидактическое консультирование 

Консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к школе, оказания ему помощи в успешном продвижении в учебной и внеучебной деятельности 

Медико-педагогическая

консультация

Консультация по вопросам влияния возрастных физиологических изменений на учебную деятельность ребенка, организации его режима дня и самостоятельной подготовки

Корректирующая консультация 

Консультация, направленная на диагностику и исправление ошибок семейного воспитания, коррекцию системы внутрисемейных отношений, в которую включен ребенок 

Информационные услуги

Предоставление интересующей родителей информации по вопросам жизнедеятельности  образовательного учреждения со специальными комментариями консультанта

Социально-педагогическая консультация ребенка 

Консультация, связанная с формированием отношения ребенка к членам семьи, по поводу коррекции отклоняющегося поведения в семье

Консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия 

Помощь и поддержка по вопросам взаимодействия семьи и школы, взаимодействия «родитель?ребенок», «родитель?ученик»

 

Целью педагогического консультирования семьи выступает оптимизация взаимоотношений родителей и детей в семье, разрешение проблем и профилактика ошибок семейного воспитания.

В консультировании  семьи возможны две тактики работы:

первая –  усиление когнитивного аспекта – раскрытие наиболее важных вопросов воспитания и психологического развития  детей, супружеских взаимоотношений и т.д.;

 вторая – работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта (педагога) и клиентов (членов семьи). Основным средством зачастую выступает ролевое моделирование проблемных ситуаций и способа выхода из них. 

В основе технологии консультирования семьи лежит психологическая технология выхода из затруднительной ситуации:

Осознание затруднения  >

Формулирование проблемы

Ее переформулирование в задачу  >

Соотнесение с имеющимся объемом знаний и умений личности >

Решение задачи доступным путем  >

Соотнесение решения с проблемой  >

Оценка результатов с позиций планирования >

Подготовка решения  >

Проведение определенных действий по решению проблемы  >

Подведение итогов  >

 

В практике консультирования семьи возможен один из трех вариантов консультирования: 

Информационно-экспертное:  педагог-консультант отвечает на вопросы, которые ставят перед ним клиенты (взрослые или дети). Консультант располагает информацией и предлагает способ решения задачи, самостоятельно сформулированной клиентом. При этом от педагога не требуется анализа ситуации, так как консультирование осуществляется по поводу стандартных проблем.

Диагностическое: консультант должен не только разработать рекомендации членам семьи, но и определить саму проблему, поскольку изначально она не ясна. Задачи членов семьи состоят в том, чтобы создать необходимые условия для проведения педагогом необходимых диагностических исследований и обеспечить реализацию внесенных им предложений.

Процессное (консультирование по процессу): предполагает наиболее тесное взаимодействие педагогов и членов семьи (клиентов консультационной услуги), которые создают единую команду для совместного решения проблемы. В рамках команды «клиент-консультант» формулируется задача и разрабатывается схема ее решения. Отличие данной формы консультирования – непосредственное участие педагога в осуществлении принятых совместно с членами семьи решений.

 

Модели консультационного взаимодействия педагога и членов семьи, применяемые в технологии консультирования семьи: 

 

Модели консультационного взаимодействия

Сущность модели

Формы взаимодействия, способы консультирования,  этапы

Лечебная (оберегающая) модель консультирования

Предполагает взаимодействие с членами семьи в обстановке особого психологического комфорта, постепенное снятие напряжения и коммуникативных трудностей, щадящее педагогическое воздействие, обеспечивающее психотерапевтический эффект, ориентацию на типологические особенности консультируемого 

Кооперативное собеседование:

1-й блок – психологический (понимание): эмпатическое слушание, открытые вопросы, воспроизведение мыслей, воспроизведение чувств;

2-й блок – педагогический (управление): структурирование (описание проблемы, анализ, постановка поведенческих задач, планирование изменений, анализ и оценка изменений); предъявление позиций консультанта; прояснение роли консультанта

Барьерная модель консультирования

Стержень консультации – «барьер» как средство актуализации и концентрации внутренних потенций клиентов (членов семьи), аккумуляции их природных сил и задатков, усиления и регулирования их адаптационных возможностей. Цель – создание у клиента такого внутреннего состояния, которое повышает степень его чувствительности, мотивационную готовность  обладать и управлять предметами и явлениями путем преодоления естественных или искусственных преград   

Методы: «взрыва», «убеждения». Содержание: 1) работа с искусственными для семьи барьерами (моделирование возможных препятствий)  2) работа с естественными для семьи барьерами (раскрытие источников, характера, опасностей барьера, прогнозирование развития). Этапы барьерного консультирования:

I. Исходное состояние: а) предъявление проблемы; б) усугубление проблемы; в) расшатывание профессиональных стереотипов;   г) опредмечивание объективных или создание искусственных барьеров;

д) мобилизация внутренних ресурсов членов семьи;  е) актуализация своего Я; ж) диалог с другим Я

II. Желаемое состояние  Рефлексия

Итог: ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРА 

Инструктирующая модель консультирования

Педагог-консультант принимает на себя роль автора готового рецепта с целью оказания семье готового решения конкретной проблемы, оказания своевременной помощи в условиях ограниченного времени 

«Готовые рецепты» в консультационной практике нередко нарушают активную позицию клиента как субъекта социального м педагогического взаимодействия, порождают иждивенческие настроения, не способствуют развитию самостоятельности, поэтому должны не часто применяться в практике консультирования семьи, только в экстренных педагогических случаях

Побуждающая модель консультирования

Консультант принимает на себя роль инициатора самостоятельного решения. Цель – инициация поиска самостоятельных решений клиентом (членами семьи) в преодолении трудности 

Консультант должен: - предоставить членам семьи возможность осмысливания своей собственной проблемы и стараться не предлагать готового решения; - предложить клиенту минимум информации (импульс для поиска самостоятельного решения); - помочь неуверенным и ориентированным на неудачу клиентам преодолеть стереотипы. Задача клиента: - проанализировать проблему и определить цели, к которым он стремится;  - собрать необходимую для решения проблемы информацию; - принять самостоятельное решение; - оценить достигнутые результаты, проанализировать ошибки, организовать эффективное последействие

 

 

? технологии модерации внутрисемейного взаимодействия:

Модератор (от лат. тoderare) – «приводить в равновесие, управлять, регулировать». Модератор является организатором групповой коммуникации, он обладает знаниями техник, методов и приемов модерации.  Педагог – модератор группового или внутрисемейного взаимодействия обязан взять на себя роль «катализатора», ассистента в процессе продвижения группового решения (модерация может как осуществляться с представителями разных семей, так и послужить основой для взаимодействия представителей одной семьи).

Цель модерации – принятие оптимального решения проблемы всеми членами группового взаимодействия. 

Задачи педагога, реализующего технологию модерации внутрисемейного взаимодействия: - беспокоиться и заботиться о методическом и инструментальном сопровождении развития группового мнения; - ориентироваться в ситуации и находить выход из трудных положений (ссоры между членами семьи, применение физического насилия и т.п.), импровизировать; - мобилизовать творческую энергию группы: провоцировать и обнаруживать скрытые конфликты;  - выявлять механизмы образования аутсайдеров  группы и способствовать изменению данной ситуации; - отслеживать изменения в настроении участников группы и побуждать их к рефлексии;  - отказаться от использования готовых решений; - побуждать участников коммуникации к осуществлению обратной связи, содействовать тому, чтобы они делились мнениями, ощущениями, переживаниями; - способствовать саморазвитию каждого члена семьи. 

Суть технологии модерации внутрисемейного взаимодействия заключается в следующем: в процессе  особого взаимодействия педагогов,  других участников групповой встречи задачей отельной личности выступает стремление, используя имеющийся опыт, получить новый личностно значимый опыт, который ориентирован на процесс разрешения жизненных трудностей, педагогических проблем, гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений. 

Кредо технологии модерации: «Ваша активность определяет ваш результат».

         Основные формы модерации внутрисемейного взаимодействия: просвещение, психологическая помощь: индивидуальное и семейное консультирование, психотерапия: индивидуальная и групповая, сообщества взаимопомощи, группы поддержки, совместная деятельность.    

         Основные методы модерации внутрисемейного взаимодействия: лекция, семинар, мастерская (Work-shop), тренинг, теория в диалоге, упражнения, ролевые игры, дискуссии, обучение практикой.

         Фазы (этапы) модерации группового внутрисемейного взаимодействия в процессе решения конкретной проблемы семьи:

1) инициация (начало,  знакомство);

2) вхождение или погружение в тему (сообщение целей);

3) формирование ожиданий  участников – членов семьи (планирование эффектов встречи);

4) интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

 5) проработка содержания темы (групповая работа всех участников встречи);

6) подведение итогов (рефлексия, оценка встречи);

7)  эмоциональная разрядка (разминки, ориентированные на получение положительных эмоций, снятие напряжения).

         Базовые процессы и техники модерации: визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.

Визуализация – процесс оптического представления мнений, идей с использованием графических схем и других средств наглядности (только те идеи станут основополагающими, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров).

         Вербализация – процесс вербального сопровождения коммуникации участников внутрисемейного взаимодействия (задача –  придать процессу взаимодействия участников характер диалога).

Презентация – один из базовых процессов модерации, предполагающий  комбинацию вербальной и невербальной коммуникации участников групповой работы. 

Обратная связь – процесс модерации, представляющий собой взаимообмен информацией (содержательного и эмоционального плана) между членами семьи – участниками групповой работы (цель – корректировка дальнейших действий участников, улучшение эмоционального фона  внутрисемейного взаимодействия).

 

Другие технологии взаимодействия с семьей:

- технология социально-педагогической самоорганизации семьи (М.М. Прокопьева); 

 

- дистанционные технологии поддержки семьи (И.А. Хоменко,  Н.А. Болсуновская);

 

 - технология тьюторского сопровождения семьи (Т.М. Ковалева, И.А. Хоменко) и др.

 

 

Литература:

1.     Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учебно-методическое пособие/ Метлякова Л.А.- Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 330 c.

2.     Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире/ В.А. Абабков и др. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 960 c.

Дата последнего обновления страницы 28.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»