Интерактивная система профориентационной работы

ПОРТАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интерактивная система профориентационной работы

 

Автор дистанционного курса - Ильин Пётр Викторович

 

 

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Реализация положений Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года ориентирует профессиональные образовательные организации на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, формирования общих и профессиональных компетенций, овладения прикладными компетенциями.

Производственные предприятия и организации региона нуждаются в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, в то же время выпускники профессиональных образовательных организаций испытывают значительные трудности в трудоустройстве по профилям их подготовки.

Развитие профессионального образования невозможно без реализации качественной, эффективной и целостной системы профессиональной ориентации, целью которой является формирование у обучающихся возможности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда. Профориентация должна не только помочь обучающимся образовательных организаций выбрать профессию, но и научить самостоятельно «выстраивать» будущую профессиональную карьеру.

Представим основные теоретические аспекты организации деятельности краевой инновационной площадки «Создание системы интерактивной профориентационной работы на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций».

Выделяя профессиональную ориентацию как актуальную сферу профессионального образования, сформулируем следующие подходы ее организации:

1) информационный подход, как наиболее традиционный в профессиональных образовательных организациях, заключается в профессиональном информировании потенциальных абитуриентов о профессиях (специальностях) подготовки, условиях обучения, дополнительного образования и др.; сложности реализации данного подхода заключаются в низкой эффективности и большой трудоемкости в связи нечеткой целевой аудитории [3, 5];

2) консультативный подход, как узкоспециализированный, характеризуется проведением профориентационных консультаций для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций [3, 5];

3) деятельностный подход, как организация и проведение профессиональных проб обучающихся, предполагает определение соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии [4];

4) интерактивный подход, как организация и проведение профориентационных мероприятий с применением современных образовательных технологий (тренинговых образовательных технологий, проектных технологий, информационных коммуникационных технологий, дистанционного обучения и консультирования и др.) [2].

Данные подходы организации системы профессиональной ориентации молодежи, на наш взгляд, позволяют формировать общие компетенции специалистов на стадии комплектования контингента будущих обучающихся с использованием в профориентационной практике таких инновационных форм как дистанционные интернет-семинары, профориентационные тренинги и профконсультации (с возможными элементами коучинга), специализированные интернет-ресурсы, интерактивные межсетевые профориентационные уроки и др.

 Принимая интерактивный подход за основу развития системы интерактивной профориентационной работы в профессиональном образовании мы создаем возможности для повышения качества образования с учетом требований ФГОС, профессиональных стандартов, стандартов WSR, выделения новых конкурсных направлений в краевом открытом фестивале «Студенческая весна», региональных олимпиадах профессионального мастерства.

Под системой интерактивной профориентационной работы мы понимаем целостную систему профориентации обучающихся на этапе школьного с применением интерактивных современных образовательных технологий. Данная система в своей структуре имеет две взаимосвязанных составляющих:

– внутриорганизационная профессиональная ориентация (профориентационная работа с обучающимися профессиональной образовательной организации);

– сетевая профессиональная ориентация (совместная профориентационная работа с общеобразовательными организациями, вузами), которая выступает связующим звеном в формировании будущего контингента обучающихся профессиональной образовательной организации и основанием для непрерывного профессионального образования.

На наш взгляд, система интерактивной профессиональной ориентации на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций является наиболее эффективной и востребованной в краевой системе профессионального образования по следующим причинам:

– повышение качества образования;

– реализация процесса профессиональной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов, стандартов WSR;

развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и потребностей работодателей;

– формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;

 – формирование качественного будущего контингента обучающихся, возможность профориентационной работы с обучающимися 9-11 классов образовательных организаций отдаленных населенных пунктов.

Учитывая, что интерактивная профориентационная работа носит инновационный характер и высокую прогнозную эффективность в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, необходимо разработать, апробировать и внедрить ее целостную систему с применением форм сетевого взаимодействия образовательных организаций.

На первом этапе реализации инновационного проекта необходимо разработать модель интерактивной системы профориентационной работы профессиональной образовательной организации с описанием ее структурных компонентов, определением ключевых критериев ее эффективного функционирования. При этом основным фактором ее функционирования должно быть сетевое взаимодействие образовательных организаций.

На втором этапе проекта реализуется совместный план интерактивных профориентационных мероприятий, осуществляется оценка их эффективности по критериям, которые согласуются с критериями эффективного функционирования интерактивной системы профориентации профессиональной образовательной организации.

На третьем этапе проекта проводится внедрение интерактивной системы профориентационной работы в профессиональные образовательные организации края. Формы диссеминации инновационного опыта: дистанционные интернет-семинары (вебинары), открытые профориентационные тренинги, выступления, мастер-классы, статьи в журналах, сетевых педагогических сообществах.

Таким образом, формат краевой инновационной площадки позволяет разработать инновационную модель интерактивной системы профориентации на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, создать образец того, как может и должна быть устроена современная профессиональная школа.

        

 

Библиографический список

1.       Есенков, Ю.В. Технологизация образовательного процесса на компетентностной основе. / Ю.В. Есенков // Методист. – 2015. – № 8. – С. 44-45.

2.       Ильин, П.В. Современные технологии содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений. / П.В. Ильин // Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу. – 2015. – №3. – С.86-106.

3.       Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. / Е.А. Климов – М.: Academia, 2012. – 304 с.

4.       Куликовская, Е.А. Особенности профориентационной работы в учреждении профессионального образования. / Е.А. Куликовская // Методист. – 2015. – 10. –  С.36-38.

5.       Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.А. Пряжникова – М.: Acаdemia, 2010. – 496 с.

6.       Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Планета, 2011. – 304 с.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 28.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»